Троллейбусы на батарейках
Когда-то вроде бы забытое направление развития красноярского электротранспорта, как феникс из пепла, начинает возрождаться. Казалось бы, ещё не так давно дорожники разбирали рельсовые пути на Коммунальном и Октябрьском мостах, и вот на широкое обсуждение общественности вынесен проект скоростного трамвая, который, по задумке, должен курсировать по всему городу и воссоединить оба берега.
Надо сказать, идея горожанами воспринимается более чем позитивно. Если раньше к трамваю относились как к чему-то медленному и неповоротливому, то теперь, когда ежедневные пробки делают медленными и неповоротливыми уже автомобили, желающих добраться до нужной остановки пусть не быстро, но экологично и всегда вовремя становится больше. Думается, изменилось бы отношение и к троллейбусу, если бы у него тоже появился свой выделенный путь и запас энергии на проезд бесконтактного пути в случае возникновения препятствий на дороге.
Эти и многие другие вопросы обсуждались на этой неделе в Красноярске в рамках семинара, проведённого Международной ассоциацией предприятий горэлектротранспорта. В нём приняли участие представители 25 городов России, в том числе Новосибирска, Мурманска, Рыбинска, Вологды, Ярославля, Видного, Коврова и Улан-Удэ. Гости города не только обменялись опытом и затронули острые проблемы отрасли, но и побывали на красноярских транспортных предприятиях, диспетчерских пунктах и модульных станциях конечных остановок.
- Красноярск по праву признаётся одним из лидеров по внедрению транспортных новинок, - рассказывает Владимир Болотин, директор красноярского МП «Горэлектротранс». - У нас, конечно, есть свои больные точки. В частности, я говорю об обновлении подвижного состава: сегодня парк трамваев достиг 90 процентов износа, а троллейбусов - 80 процентов. Но наш город одним из первых внедрил поголовно на все единицы общественного транспорта спутниковую навигационную систему ГЛОНАСС, сумел наладить взаимодействие с перевозчиками, ввести социальную и транспортную пластиковые карты. Мы имеем уже солидный опыт, и у нас есть чему поучиться.
В первый день семинара обсуждалась тема электросбережения на общественном транспорте. Как отметили докладчики, экономия электроэнергии на предприятиях в связи с непрекращающимся ростом тарифов продиктована самой жизнью. Сегодня благодаря современным технологиям можно не только сэкономить достаточно большое количество денежных средств, но и эффективнее использовать энергию. Например, светодиодное оборудование позволяет в десять раз уменьшить затраты электроэнергии на освещение производственных помещений, а внедрение асинхронного привода на подвижном составе примерно на 50 процентов сократит затраты не только на неё, но и на эксплуатацию и ремонт, поскольку это оборудование более надёжное. Однако большее внимание участников семинара привлекла разработка троллейбуса на автономном ходу.
- В мире сейчас очень популярная тема электробусов. Уже начался их серийный выпуск в Китае и Чехии. Но в связи с тем, что в России хорошо развиты контактно-кабельные линии, мы считаем, что для нас перспективнее направление развития троллейбусов с возможностью большого автономного хода, - рассказывает генеральный директор новосибирского предприятия ОАО «Сибэлтранссервис» Сергей Парфёнов. - Мы уже наладили их производство на своём заводе. Во-первых, они дешевле электробусов, хотя и дороже обычных троллейбусов почти на два миллиона рублей. А во-вторых, они могут автономно преодолевать до 28 километров пути без контактной сети, для чего не требуется ни обустройство тяговых подстанций, ни натяжение коммуникаций.
Как рассказал Сергей Иванович, работает такая машина на литиево-ионных аккумуляторах. Когда троллейбус тормозит, двигатель начинает работать в генераторном режиме, и если ранее эту энергию не удавалось обуздать и приходилось гасить её на резисторах, то в новом троллейбусе электроэнергия идёт на подзарядку аккумуляторных батарей, которые и дают ход автономному транспорту. В результате применения транзисторных энергосистем и управления движением тяговым двигателем на литиево-ионных аккумуляторах удаётся достичь пятидесятипроцентной экономии электроэнергии.
- Процесс перехода с контактной сети на бесконтактную дорогу не вызывает задержек, - говорит Сергей Парфёнов. - Когда водитель троллейбуса видит, что сеть заканчивается, он нажатием кнопки притягивает токоприёмники к лирам, которые фиксируются на машине. При обратном процессе водитель нажатием другой кнопки их поднимает. При этом, встав под контактную сеть, разряженный во время автономного хода аккумулятор начинает заряжаться. На испытаниях троллейбус, загруженный 7,5 тонны песка, имитирующего полную загрузку пассажирами, прошёл 28 километров. Но при желании мы можем увеличить это расстояние. Скорость при автономном движении не падает, остаётся такой же, как и по паспорту - 70 километров в час.
Сейчас с красноярским электротранспортным предприятием ведутся переговоры по поводу внедрения этих троллейбусов у нас в городе. Но в ближайшей перспективе вряд ли они появятся в массовом количестве, поскольку износ троллейбусного парка требует замены машин на более бюджетный вариант. Хотя 50 троллейбусов с асинхронным приводом, которые в этом году предполагает приобрести горэлектротранс, тоже исполнены в свете энергосбережения.
Во второй день семинара участникам рассказали, как работает система ГЛОНАСС в нашем городе, куда поступает вся информация со спутника и как с данными работают диспетчеры. Судя по отзывам, гости остались довольны увиденным и в этот день.
- У вас очень грамотно внедрили систему, - считает директор МУП «Управление трамвая» г. Улан-Удэ Николай Хонгоров. - Администрация должна в первую очередь контролировать ситуацию по перевозкам и располагать необходимой информацией. Но в большинстве городов России этот вопрос ошибочно отдан на откуп предприятиям, и часто возникают проблемы. Потому что при административном вмешательстве существует возможность их разрешить в пользу пассажира, а при навигационном контроле перевозчика - не всегда.
Сергей Вахрушин